Во многих кафе есть черная доска. А в некоторых и не одна. И, хотя черные доски появились не вчера, возникают вопросы, что именно на них писать.
Что за доска?
Давайте, для начала разберемся, что такое черная доска. Это – черная поверхность, на которой пишут мелом и сообщают, таким образом, определенную информацию. Очевидно, что информацию потенциальному клиенту можно сообщить разным способом. Например, сделать цветную, яркую, разместить над той же барной стойкой, в витрине или у входа. Тем не менее, черные доски прекрасно прижились.
У черных досок есть вполне определенный психологический подтекст, который делает их эффективными в работе по привлечению клиентов. Вернее, даже несколько подтекстов.
Оперативное информирование и привлечение внимания
Подтекст первый. Поскольку информацию на доске легко написать и легко стереть, то, очевидно, что одно из предназначений черной доски – это оперативное информирование потенциальных клиентов о чем бы то ни было. На этот посыл могут работать как доски внутри кафе, так и снаружи, изготовленные в виде штендеров, которые можно приобрести готовые или сделать на заказ. Поэтому в этом контексте черные доски используют для различных специальных предложений, акций, анонсов мероприятий.
Видя черную доску, у клиента срабатывает какой-то свой механизм, активирующий внимание. Возможно, это происходит потому, что в школе информация подавалась именно таким образом и сакраментальная фраза «всем внимание на доску» крепко сидит в наших головах. То есть, видя черную доску с надписью мелом прохожий не может ее просто так пропустить. Так что черная доска, особенно выставленная на улице – практически идеальная рекламная поверхность. Все что нужно – чтобы она находилась в поле зрения. А дальше вам надо написать на ней то, что вам покажется важным для того, чтобы заманить клиента внутрь.
Итак, подтекст первый – это привлечение внимания.
Актуальность и демонстрация активности
С ним связан второй подтекст – актуальность и активная позиция. Черная доска с надписью говорит о том, что что-то происходит прямо сейчас (или произойдет в недалеком будущем) и о том, что сотрудники кафе не поленились об этом сообщить. То есть, любая информация, которая может заинтересовать потенциального клиента без промедления размещается на доске и создает впечатление о кафе, как об активном, неравнодушном, энергичном заведении. Это всегда производит благоприятное впечатление на публику.
Неформальность
Третий подтекст черной доски заключается в неформальности и демократичности. Написанное от руки воспринимается как простое неформальное общение – то есть, приближает кафе к его клиенту. Если общение простое и неформальное, то вряд ли можно ожидать высоких цен. То есть, это еще и ценовой индикатор. И в этом контексте вполне возможно использовать черную доску для написания если не всего меню, то, по крайней мере основных позиций.
Меню, предложенное таким образом обладает всеми преимуществами, о которых мы сказали – оно воспринимается как актуальное, новое и, в общем-то более свежее, более качественное, чем изложенное классическим образом. И недорогое, к тому же.
В центре внимания
В общем, черная доска может быть как компактным источником актуальной информации о кафе, так и, по сути, основным меню. Более того, вы можете планировать весь дизайн вашего кафе вокруг черной доски. Например, если она будет во всю стену за барной стойкой и на ней будет актуальное меню. Тогда не забудьте обеспечить регулярное внесение изменений в него – желательно, несколько раз в день. Это создает общее ощущение движение и нравится посетителям – ведь это актуально. При этом, очевидно, что этот прием – с большой доской лучше работает для демократичных заведений типа кофеен, иногда баров. Вряд ли это будет настолько же эффективно, например, в кафе русской кухни. Скорее, это будет смешно.