Об иррациональном в бизнесе. Магия и сё-сё-сё.

Об иррациональном в бизнесе. Магия и сё-сё-сё.

С виду может показаться, что бизнес – это рациональная среда, где суровые бизнесмены принимают ответственные решения, основываясь на ответственных исследованиях и ответственных мнениях, рациональных доводах и проверенных фактах. Ну что же, такое тоже имеет место быть. Возможно, даже регулярно.

Будоражущая разум история

Вот вполне достоверная история. Из первых рук, так сказать. Мы планировали сотрудничество и вели неспешные переговоры с одним предпринимателем. В итоге, договорились повстречаться в какой-то там день. Но, вдруг, он приходит накануне. И, даже, без звонка. Конечно, спрашиваю, что случилось, и в ответ слышу, без преувеличения,  завораживающую историю. Проходил он недалеко от нашего офиса и в снегу что-то блеснуло. Он нагнулся, а там крестик. И, тут на него снизошло озарение и он понял, что должен срочно к нам зайти и всенепременно сотрудничать. Забегая вперед, скажу, что сотрудничества, в итоге не получилось.

Так вот, это не единственная история, которую можно вспомнить о наших предпринимателях, так что, по всей видимости, тезис о рациональном принятии решений, в реальности оказывается не таким уж и рациональным.

Тем не менее, «модуляция реальности» может сработать. Но, конечно, не потому, что собирая камни и кушая горох, можно что-то действительно изменить в бизнесе.

Все мы суеверны

Да, предприниматели суеверны. Более того, многие (если не большинство) предприниматели суеверны. Тут, конечно, невозможно провести хоть сколько-то достоверное исследование, поскольку вряд ли найдется много желающих сознаться в том, что вот вчера он не назначил встречу, потому что 13 число. А, в пятницу, 13-го его вообще не бывает на работе.

А они, которые те, Брут?

Трудно сказать, насколько наши предприниматели более или менее суеверны по сравнению с зарубежными, поскольку получение сравнительных данных тем более невозможно, просто потому, что вряд ли найдется кто-то, кто готов будет профинансировать такое исследование. Но, доподлинно известно, что западные бизнесмены, в том числе и из всяких NASDAQ-овских и S&P-шных ТОПов, тоже, как говорится, периодически не брезгуют. Возможно, наши немного сильнее подвержены влиянию незримого, невидимого и неосязаемого просто в силу советского прошлого, отрицавшего любую чертовщину. А после отмены запрета, как люди потерявшие опору, вместе со всей страной качнулись в другую сторону. А посему, арсенал используемых практик необычайно широк.

Что требуется бизнесу?

  • Бизнес надо сохранять
  • Бизнес надо развивать
  • Конкурентами можно жертвовать

Вот вокруг этих, простых и очевидных тезисов, собственно и разворачивается мистическое действо.

Итак, для всех случаев используются магические заговоры, обряды, изготавливаются специальные амулеты.

Модулятор реальности

Часто используются «модуляторы реальности». Какое-то время об этом всерьез писали в около-бизнесовой прессе, если можно так выразиться. Выглядит это примерно так. Какой-то предприниматель остро в чем-то нуждается. Например, в деньгах, или не идет бизнес, и ему нужно придать какой-то импульс. При этом, обычные меры (работать получше, сократить издержки или еще что-то в этом роде) оказываются исчерпаны. В отчаянии, мозг начинает искать спасение уже в совершенно иррациональных вещах. И, как вариант, в какой-то момент, в голове появляется готовое решение, которое не вызывает никакого сомнения. Например, что для успеха необходимо срочно посадить гортензию в фиолетовом горшке. Или, к примеру, найти камень определенной формы и непременно на берегу моря в кровавую луну, во время шторма, на девятой волне, в ста гребках от затонувшего баркаса. Это схоже с тем, как некоторые женщины идут стричься или перекрашивают волосы в сложные периоды своей жизни назначая этот момент точкой «0», с которой начнутся изменения.

Вспомните: «Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47.» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Вот тут примерно та же самая ситуация с такими же результатами.

Про знаки

Знак – это увиденное, услышанное, приснившееся или пришедшее иначе, нечто, что человек воспринимает как сигнал, влияющий на его дальнейшее поведение. Например, доехал на работу без пробок и решил, что это хороший знак, наконец, подписать контракт. Что есть знак? Знак это объект, на который перекладывается  ответственность за события в своей жизни. То есть, это еще один аргумент за или против чего-то, пришедший от воображаемого друга. В общем, это независимое экспертное мнение не знаю откуда. То есть, вам не хватает готовности принять ответственность за свое решение и вам требуется «послание».

Посмотрите на знак с такой точки зрения: знак это продукция вашего мозга. То есть, это внутреннее производство, так сказать. Может ли он быть посланным извне? Кем и откуда?

В любом случае, ответьте на простой вопрос. Вы в самом деле готовы позволить неизвестно как возникшему знаку воздействовать на вашу жизнь? В том числе и в очень серьезных делах? Вопрос риторический. Конечно, готовы.

А, может, не бред?

Тем не менее, «модуляция реальности» может сработать. Но, конечно, не потому, что собирая камни и кушая горох, можно что-то действительно изменить в бизнесе. Это невозможно. Но, есть вполне рабочая психологическая подоплека, которая не позволяет сказать, что все это полнейший бред.

А дело в следующем. Когда человек находится на вершине стресса и совершает некое символическое действие, которое, как ему кажется, способно решить его проблему, то напряжение, не покидающее его и не дающее возможность мыслить рационально, может существенно снизиться, пусть даже и на некоторое время. Придя в более-менее адекватное состояние, человек может неожиданно увидеть те возможности, которые не были видны в его угнетенном или, наоборот, перевозбужденном организме. Воспользовавшись ими и получив положительный результат, он, конечно же, будет считать, что именно это действие (абсолютно бессмысленное по прямому воздействию на реальность) привело к успеху.

Если его «модулятор реальности» оказывается достаточно компактным, то человек может начать носить его с собой, полагая, что он приносит ему удачу. В некотором смысле это тоже верно. До некоторой степени, конечно. И, действует по тому же принципу – талисман вселяет уверенность, которая проецируется на способность принимать лучшие решения и, соответственно, получать лучшие результаты.

Если у вас все хорошо, зачем?

Когда человек, бизнесмен, находится на грани отчаяния, то стремление удариться в мистические практики, с некоторым натяжением, но вполне можно понять. Интереснее другое, что заставляет вполне успешных предпринимателей периодически принимать совершенно безумные решения, основываясь непонятно на чем.

Я знаю пароль, я вижу ориентир

Вот вполне реальный пример (на самом деле, таких примеров много). Предприниматель собирается купить ресторан. Ну, не хочет возиться с открытием, предпочитая готовый. Надо как-то выбрать. И, тут прямо вот третий вариант, из тех, что ему таскают на просмотр, прямо очень нравится. Более того, совпадают еще некоторые характеристики, что он себе наметил. И, у него срабатывает внутренний триггер – это то, что надо, потому как так звезды срослись, интуиция кричит, что ДА! ДА! ДА! Еще и номер три (его магический). Так вот, покупает он ресторан, а через пол-года закрывает ресторан. Вот такой купил-закрыл получился. Виноват ли он? Не-а, это звезды напутали что-то или счастливое число поменялось не просив у него. А если бы всё сложилось удачно, он еще больше уверился бы в своей «технологии» принятия решений.

Гарантий… ну нет. Нигде и никогда!

Принятие решения в условиях отсутствия стресса, с использованием интуиции, магии и знаков отнюдь не гарантия успеха. С магией все более-менее ясно. А вот с интуицией надо пояснить. Интуиция это вообще не тот фактор, который следует рассматривать как аргумент при принятии бизнес-решения. Интуиция есть более-менее надежный инструмент, когда вы делаете какую-нибудь операцию много (десятки раз). И то, ее обязательно нужно проверять. Проблема в том, что обладая интуицией в какой-нибудь области, человеку в силу преувеличения своих способностей, свойственно переносить ее на абсолютно все, с чем он взаимодействует. Иначе говоря, он делает из интуиции некое экстрасенсорное чувство. Обычно, этому способствует случайный успех. Так вот, обращайтесь с интуицией аккуратно. Как правило, рациональные аргументы ее легко дискредитируют, что бы вам не казалось.

Ответьте себе на очень простой вопрос. Вы готовы вложить свои единственные, а, потому, последние, скопленные потом и кровью пятьдесят тысяч долларов (не важно, сколько) в некий бизнес-проект только потому, что ваша интуиция, ваше внутреннее ощущение просто-таки вопиет, что это именно то, что нужно?

Знаете, устройте спокойное, рациональное, даже критическое обсуждение проекта с компетентными людьми. Уверяю, за спиной интуиции вы увидите много интересного, неожиданного, и не столь однозначного. Решите, вы маг-интуит, или рациональный предприниматель? Первое, как правило, веселее, но второе доходнее.

Магия 21 века

Ожидать, что мистические практики в современном бизнесе очень скоро сойдут на нет, вряд ли стоит. В конце концов, этому неподвластна даже магия iPhone, Гугла и сила Android, в маркетах которых вы, конечно же найдете приложения типа «магии богатства», «развития интуиции» (которую нельзя развить вообще, ее можно развить для чего-то, ибо интуиция – это концентрат применяемого опыта), «заговора на деньги» и прочих полезных для их владельцев разработок.

Иррациональный бизнес.

 

Фен-шуй рулит

Видите фотографию, где организованная толпа людей? Это регулярные тренинги по бизнес-феншую (как мне вроде бы удалось подслушать); проводятся с заходом в торговый центр, где, очевидно происходит демонстрационная часть. И, знаете, численность участников иногда внушает уважение. Так что мы вполне можем представить ближайшее будущее мелкого предпринимательства, вооруженного тайным знанием удержания богатства крышкой унитаза.

А можно совместить?

Так можно ли быть суеверным, интуитом, магом и быть рациональным предпринимателем? Все зависит от степени и использования. Если вы используете какие-то практики для своего расслабления, придания себе дополнительной уверенности и стимуляции новых бизнес-решений, то это возможно. Если же это то, что заменяет вам механизм принятие решений, то, очевидно, вы используете именно такой механизм принятие решений. Разорит он вас или нет, сказать сложно, возможно вы так подгоняете проявление своих магических сил под уже принятое и вполне рациональное решение. Или, к примеру, вы так интерпретируете свою штатную гадалку, что это подтверждает данные исследований, проведенных вашим маркетологом. Однако, если гадалка, пораскинув костями говорит предельно конкретно (ну, вдруг), а вы это выполняете, то не сомневайтесь, что решение за ней, а не за вами.

(Visited 138 times, 1 visits today)